1740 километров ради музыки

Полтора века назад русские художники-реалисты создали общество Передвижников, чтобы донести искусство живописи до «широких народных масс». В начале 21 века их идеи подхватил наш Оркестр народных инструментов, привезя в уральскую глубинку живую музыку. Гастрольный тур по Северному Уралу — проект, который много лет вынашивали руководители Оркестра Лариса Анатольевна и Виктор Константинович Волоховы, нашел поддержку у губернатора. Благодаря гранту коллектив смог за девять дней подарить своё искусство более чем в 15 городах и поселках.

1 (2)Гастроли в цифрах выглядят очень внушительно: 1740 километров, семнадцать концертов, шесть гостиниц, 11 точек общепита, более трех тысяч зрителей. Прозвучало триста двадцать три произведения общей продолжительностью около шестнадцати часов. Можно найти много общего с марафонским забегом, но спортивные и количественные достижения здесь не главные. Гораздо важнее, что единственный в области молодежный оркестр народных инструментов работал как настоящий профессиональный коллектив: играли в тех условиях, которые им предоставляла жизнь и концертная площадка, для того зрителя, который пришел. Даже если в зале сидело пятьдесят человек. И каждый из семнадцати концертов прошел так, как будто он — единственный и самый значимый, без технической и эмоциональной халтуры. Молодые музыканты привезли и принесли живую музыку действительно тем, кому она была жизненно необходима. И даже если некоторые зрители не догадывались об этом до начала концерта, после последних аккордов благодарили за свежие эмоции, за профессиональную встряску, за музыку, по которой соскучились…

Так говорили в Баранчинском и Кушве, в Верхотурье и Серове, в Привокзальном и Рудничном. Детсадовцы и пенсионеры, педагоги музыкальных школ и руководители самодеятельных ансамблей, любители народной песни и просто случайные зрители, большинство из которых ни разу в жизни не слышали звучания живого оркестра. Они были очарованы его мощью и легкостью, слаженностью и душевностью, музыкальностью и искренностью. Даже далекие от профессиональной музыки, они не могли не почувствовать магию живого звука, испытав очарование подлинника.

В Североуральске (на малой родине Виктора Волохова) состоялось четыре концерта. Один прошел в Покровск-Уральском, на сцене маленького сельского клуба, на которую со своим первым баяном выходил юный Витя Волохов, где пела его мама, мечтавшая увидеть сына за дирижерским пультом. Самый трепетное выступление — в психоневрологическом интернате Североуральска. Через несколько дней в местной газете «Новое слово» появилась заметка Светланы Скоробогатовой. «Концертное время пролетело незаметно. Оркестровые пьесы, русская и зарубежная классика, дуэты аккордеонистов, инструментальный и вокальный квартеты – и все это для души и для сердца. Мы пели вместе с солистами, а иные зрители и в пляс пускались…Атмосфера в зале была теплой, солнечной, позитивной. Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль. А нашим пациентам такие, если хотите, лечебные, встречи, просто необходимы.От всей души благодарили яркий коллектив аплодисментами, словами, сияющими глазами. Спасибо, Вам, талантливые Виктор и Лариса Волоховы!!! Вашим замечательным молодым музыкантам – особые слова благодарности за подаренную радость творчества!

Один из самых ответственных концертов прошел в музыкальной школе Серова, среди зрителей которого было много профессионалов. Дети сидели с блокнотами, записывая впечатления, педагоги, удивлялись репертуару Оркестра — разнообразному, сложному просветительскому.

«Такие поездки, безусловно, полезны. И для оркестра, и для каждого музыканта. Это бесценный опыт коллективного исполнительства на разных сценах, на разной публике, способствующий развитию акустических ощущений. Нужно было каждый раз находить контакт со зрителем: сейчас он один, а через два часа совершенно другой. Принимающий и настороженный, холодный и приветливый, нужно «раскачать» его, не разочаровать, удержать внимание и интерес. Даже инертная и равнодушная публика должна к финалу стать твоим союзником. Для детей, думаю, это важнее, чем профессионалам. Из гастролей вернулся совсем другой оркестр. Ребята получили удовольствие, играя вместе, почувствовали вкус успеха, востребованность своего искусства», — подвел итоги гастролей Виктор Константинович.

Проделав северный путь, Оркестр народных инструментов готов нести культуру в массы по южному, западному и восточному направлению.

Наталия ПОДКОРЫТОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.